Оплата покупок через СБП по QR-коду: необходимое дополнение к традиционному эквайрингу
В последнее время в России активно развивается новый способ безналичных платежей при помощи QR-кода.
С отключением Apple Pay и Google Pay возникла необходимость использовать альтернативные способы оплаты. Весной банки заметили рост интереса магазинов и покупателей к платежам по QR-коду.
Оплата по QR-коду от СБП — это сервис Банка России, который позволяет оплачивать товары и услуги с помощью мобильных приложений банков-участников и приложения СБПэй.
Благодаря СБП можно оплачивать покупки онлайн и офлайн, отсканировав QR-код. Для этого важно, чтобы магазин подключил этот метод оплаты.
Рассказываем, какими преимуществами обладают платежи по QR-коду и почему его стоит внедрить в своем бизнесе.
Виды кьюаров
Статический — это код, который формируется один раз. Им могут воспользоваться различные покупатели множество раз. Код содержит все основные платежные реквизиты организации, но может не содержать сумму товара.
Этот вид кьюара подходит для товаров с фиксированной ценой либо для бизнеса с небольшим клиентском потоком — в таком случае покупатель вводит сумму покупки самостоятельно и подтверждает транзакцию.
Динамический — это индивидуальной код для каждой оплаты. Код обязательно содержит реквизиты организации и сумму покупки.
Такой кьюар незаменим для бизнеса с большим клиентским потоком.
Варианты использования QR-кодов для оплаты
На витрине
Торговым точкам с небольшим количеством покупателей и низкой пропускной способностью можно нанести статический QR-код на витрину. Кассир формирует чек, называет итоговую сумму клиенту, которую он самостоятельно вносит после сканирования кода в мобильном приложении своего банка.
На товаре
QR-код можно нанести на сам товар, тогда клиент будет оплачивать конкретную упаковку или конкретный сервис здесь и сейчас, без отдельных устройств со стороны продавца.
Как это работает:
- Клиент приходит в офлайн магазин и собирает продуктовую корзину.
- Подходит к кассе или аппарату самообслуживания и сканирует QR-код с помощью камеры смартфона или сразу в мобильном приложении банка.
- На кассе клиент может оплатить товары по статическому QR-коду — в таком случае он вводит сумму покупки вручную. В аппарате самообслуживания формируется динамический индивидуальный QR-код, где сумма покупки уже указана.
- Выбирает банк, мобильным приложением которого пользуется, и подтверждает платеж.
- Средства мгновенно поступают на счет продавца.
На кассе
Показать QR-код клиенту можно на терминале, кассе, смартфоне продавца или пречеке.
Механизм оплаты такой: кассир формирует чек, после чего система создает динамический QR-код, где указаны все товары и сумма. Далее покупатель с помощью своего смартфона сканирует его и подтверждает оплату. Кьюар можно показать с терминала или сформировать пречек. Последнее будет удобно, например, в сфере ресторанного бизнеса — когда официант приносит счет посетителю.
Также QR-код можно сгенерировать без дополнительного терминала и показать сумму оплаты клиенту с экрана смартфона.
В интернете
Подходит для интернет-магазинов, онлайн-сервисов и мобильных приложений. А также для продаж через e-mail маркетинг и автоворонки. В том числе для подписок и регулярных платежей. Клиентам не приходится вводить данные карты, поэтому ваша конверсия в продажи будет только расти.
Механизм оплаты такой:
- Клиент собирает продуктовую корзину в чат-боте, приложении или на сайте.
- Нажимает кнопку «Оплатить через СБП» или переходит по платежной ссылке.
- Выбирает банк, мобильным приложением которого пользуется, и подтверждает платеж.
- Средства мгновенно поступают на счет продавца.
Преимущества кьюаринга перед эквайрингом
Оплата покупки через СБП по QR-коду — это антисанкционное решение, которое позволяет гарантированно и бесперебойно принимать оплаты: без карт, терминалов и затрат на эквайринг.
Покупателю нужен только смартфон с приложением любого из 207 банков, подключенных к СБП.
Бизнес получает следующие преимущества:
- Мгновенное зачисление денег на расчетный счет. Обычно банки зачисляют средства на счет продавца на следующий рабочий день после платежа, иногда и несколько дней. Принимая платежи через QR-код, деньги появляются на расчетном счете продавца уже через несколько секунд.
- Экономия на комиссиях. В этом главное преимущество для бизнеса. Для небольшого бизнеса внедрение эквайринга несет затраты на приобретение терминала, программного обеспечения и сертификацию. Комиссия в традиционном эквайринге в среднем чуть больше 2%. В случае с кьюарингом банкам удалось сократить расходы на процессинг и, соответственно, снизить комиссии для клиентов при приеме платежей — 0,4% при торговле товарами повседневного спроса, например продуктами, лекарствами, одеждой и обувью; 0,7% для остальных сфер деятельности.
Как подключить оплату по QR в TalkBank
Если вашему бизнесу подходит применение статического QR-кода для приема платежей, то вам необходимо:
- Выбрать банк-участник СБП, которым являются банки-партнеры TalkBank, и открыть расчетный счет.
- Подключиться к СБП.
- В личном профиле заполнить всю необходимую информацию о компании.
- Распечатать QR-код и поставить его в магазине возле кассы или нанести на товар.
- Начать принимать деньги от покупателей.
Если вам необходимы динамические QR-коды, помимо подключения к СБП необходимо будет интегрировать банковский сервис TalkBank по API с кассовым программным обеспечением.
Если хотите использовать оплату по СБП в интернет-магазине, то нужна интеграция банковского сервиса TalkBank с онлайн-кассой по API.
Вывод
Конечно, российские покупатели сейчас активно используют банковские карты. Поэтому оплата по QR может стать дополнительным способом приема оплаты, пока не займет основное место среди методов платежа.
Банки уже реализуют совместные проекты с такими финтех-компаниями, как TalkBank, которые делают переход на оплату по QR-кодам более удобным. В частности, QR-коды уже удалось встроить в приложение, позволяющее клиентам сетевых магазинов сканировать и самостоятельно оплачивать товары смартфоном.
Кроме того, QR-коды не ограничиваются приемом платежей, их можно использовать в целях маркетинга или повышения качества обслуживания клиентов. Например, внедрить систему лояльности, когда при сканировании кода клиент будет получать бонусы, стимулируя на будущие покупки. Бренд одежды Ralph Lauren использует QR-коды с уникальным цифровым идентификатором, который подтверждает подлинность товара. QR-коды уже используются в ресторанном бизнесе — люди могут сканировать, чтобы увидеть меню и заказать еду.
Если хотите комплексное Bank-as-a-service решение, мы в TalkBank умеем выстраивать готовую финансовую инфраструктуру для компаний при помощи API и наших банковских технологий. Эмитируем кобрендовые карты, реализуем чат-бот системы, предоставляем сервис «электронный кошелек», регистрацию самозанятых, удаленную идентификацию, настраиваем прием платежей, интернет-эквайринг и многое другое.
Узнайте, как TalkBank использует финтех в бизнесе с помощью нашего умного бота в WhatsApp: https://clck.ru/YpNrW